В музее Тараса Шевченко откроется выставка о труде на территории войны
Дата и время открытия: 17 августа 2016 года в 19.00
Место: Национальный музей Тараса Шевченко
Адрес и режим работы музея: Киев, бульвар Тараса Шевченко, 12.
вт–вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30)
Сроки действия выставки: 18 августа – 4 сентября 2016 года
17 августа в 19 часов в Национальном музее Тараса Шевченко открывается выставка украинской художницы Евгении Белорусец «Победы побежденных», созданная в соавторстве с куратором Татьяной Кочубинской и архитектором Иваном Мельничуком. Выставка посвящена пост-индустриальной Украине, работе на шахтах на границе с военными действиями, современным образам труда в период военного конфликта на Донбассе. Помимо социальных вопросов выставка ставит вопрос о значении и роли документа в искусстве и медиа в целом. «Победы побежденных» – это цикл фотографий и текстов, созданных Евгенией Белорусец во время войны на Донбассе в Дебальцево, Лисичанске, Углегорске, Димитрове, Красноармейске, Приволье, Новодружевске, Попасной. Художница работает над проектом с 2014 года в тесном сотрудничестве с профсоюзными, волонтёрскими и правозащитными инициативами.
Проект «Победы побежденных» – результат личного исследования художницы. Он рассказывает о сообществах, продолжающих существовать на Востоке Украины, на границе военных действий вопреки легитимированному насилию войны.
Цель проекта – сфокусировать внимание на людях и сообществах, одно существование которых порой становилось непреодолимым препятствием для распространения военного насилия.
Говорят, историю пишут победители. Можем ли мы прочитать и услышать историю, написанную побежденными? Как услышать не созданные рассказы тех, кто по тем или иным причинам не готов говорить? Людвиг Витгенштейн заканчивает свой логико-философский трактат, идеи которого возникли в окопах Первой мировой войны, тезисом: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Молчание свойственно документу, который предъявляет реальность, но не интерпретирует её.
В условиях глобального и локального насилия войны, спорности любой информации, необходимо найти путь, чтобы вернуться к требованиям этической и правовой неприкосновенности человека. Именно документ позволяет нам видеть связи между достоверностью и ответственностью, о важности которой писали ключевые для выставки философы – Ханна Арендт и Людвиг Витгенштейн.
Фрагменты этой серии фотографий, снимавшейся в т.н. освобождённых городах востока Украины, в 2015 и 2016 гг. были показаны в Мемориале берлинской стены в Берлине, в Федеральном выставочном зале в Бонне, в Национальном павильоне Украины в рамках Венецианской биеннале.
Киевская экспозиция в музее Шевченко будет дополнена уникальными фотографиями из архива Независимых профсоюзов Украины. Важная составляющая – публичная дискуссионная программа при участии философа Бориса Будена (Берлин), искусствоведа Елены Вогман (Берлин), социологов и философов Ольги Шпараги (Минск), Михаила Минакова (Киев), Кирилла Ткаченко (Киев/Мюнхен), художников Лады Наконечной, Никиты Кадана, Ивана Мельничука и многих других.
Контакты:
Катерина Яковленко
Телефон: +380958656496
Email: k.iakovlenko@gmail.com
Информация о Евгении Белорусец: Евгения Белорусец украинская художница, фотограф, критик, живёт и работает в Берлини и Киеве. Она является со-основательницей журнала «Просторы» и участницей объединения «Худсовет». Работает с фотографией, текстами, видео на пересечении литературы, искусства, социального активизма.
Информация о Татьяне Кочубинской: Татьяна Кочубинская куратор, искусствовед. Стажировалась в институции современного искусства Neuer Aachener Kunstverein (NAK), Аахен, Германия (2010) в качестве стипендиата программы Института международных связей (IFA), Штутгарт. С 2014 г. работает в Pinchuk Art Centre. Принимала участие в работе отборочной комиссии Премии PinchukArtCentre 2015.
Информация об Иване Мельничуке: Иван Мельничук архитектор, художник, участник художественной группы «Бурлака-Мельничук», «Группы предметов», «Инициативы самозащиты трудящихся искусства». Занимается документацией и исследованиями трансформаций города.